Что такое динамометрический ключ и как им пользоваться

По поводу того, нужен ли обыденным автолюбителям динамометрический ключ, ведутся долгие и горячие споры. А меж тем, все в данной ситуации, в общем-то, довольно просто. Давайте разберемся, что такое динамометрический ключ, как им пользоваться и как хранить.

Что такое динамометрический ключ

На самом деле собственной это обыденный ключ, который оснащается динамометром, и дозволяет затягивать резьбовые соединения с буквально данным усилием. Иными словами, если в документации к вашему кару сказано, что затяжка гаек на колесах обязана выполняться с усилием в 110 ньютон метров, то обеспечить данное условие вы можете лишь с помощью динамометрического ключа. Конкретно точность момента затяжки того либо другого узла либо соединения, и является преимуществом, которое обеспечивают динамометрические ключи. Разглядим сейчас главные разновидности данного инструмента.

Виды динамометрических ключей

виды динамометрических ключей

Сверху вниз: шкальный, стрелочный, электрический и предельный динамометрические ключи

Динамометрические ключи можно поделить на два главных типа:

  • Индикаторные;
  • Предельные;

Индикаторные динамометрические ключи в свою очередь бывают:

  • Шкальными;
  • Стрелочными;
  • Электрическими;

Более высочайшей точностью владеют естественно же электрические ключи, тогда как другие два вида, не могут повытрепываться высочайшей точностью показаний.

Что все-таки касается предельных ключей, то необходимое значение усилия тут выставляется перед началом работы. А когда вы достигаете этого значения, ключ издает щелчки либо же срабатывает иной механизм сигнализации.

В главном, те, кто пользуется схожим инструментарием, выбирают ключи предельные. Электрические ключи очень дорогие, к тому же в быту для обычного автолюбителя и не требуется безупречная точность. Не считая того, не постоянно комфортно надзирать показания динамометра. А с предельным ключом, все довольно просто. Выставил необходимое значение и работаешь, не отвлекаясь ни на какие шкалы, стрелки, циферблаты. Потому, даже бывалые мастера на СТО, предпочитают конкретно ключи предельного типа. К тому же, придельные динамометрические ключи подольше сохраняют высшую точность работы, в сопоставлении с индикаторными не электрическими аналогами.

Есть так же ключи однобокие и реверсивные. 1-ые подходящи лишь для затяжки правой резьбы, а 2-ые могут работать и с левой вырезкой. Как следует, реверсивные модели будут еще универсальнее.

Различаются динамометрические ключи и по спектру измеряемых усилий. Самые мелкие из их работают в спектре от 1-го до 6 Ньютон метров, а более всераспространенные авто динамометрические ключи могут работать в спектре от сорока до двухсотен НМ.

Читайте также: Что такое ГБЦ в каре.

Так нужен ли автовладельцу динамометрический ключ

Некие обладатели каров и даже некие автомеханики говорят, что динамометрический ключ, в общем-то для обыденного автолюбителя, вещь никчемная и ненадобная. Колеса мол, можно затянуть и без особенной точности, а все другое уже удел спеца.

Меж тем, сами эти умельцы не опровергают, что ремонт и подмену почти всех узлов на собственных карах, они проводят без помощи других. Другое дело, что с течением времени возникает опыт и довольно-таки четкое чувство достаточности прикладываемого усилия, в особенности когда это родной и насквозь знакомый кар. А что созодать тем, у кого такового опыта нет? Зарваные болты, сломанные шпильки, лопнувшие гайки либо головки, все это может стать результатом отсутствия динамометрического ключа. В особенности сейчас, когда в карах зарубежного производства, интенсивно используются разные сплавы и цветные сплавы.

Не считая того, динамометрический ключ дозволяет достигать таковой принципиальной вещи, как равномерность затяжки всех болтов либо гаек, что даже на колесе будет совершенно не излишним, а ведь есть ситуации, когда это непременное условие.

К слову говоря, динамометрический ключ, будет полезен и для современных велосипедистов. Ведь новейшие, облегченные модели двухколесных тс содержат в себе и алюминий, карбон и остальные материалы, которые при перетягивании соединений могут давать трещинкы, разрушаться и приходить в негодность.

Как пользоваться динамометрическим ключом

Фактически каких-либо особых различий меж работой ключом обыденным и ключом динамометрическим, не существует. Вы задаете необходимое усилие, если это ключ предельный, либо же контролируете его визуально, если ключ индикаторный. А дальше, вы затягиваете гайку либо болт, до того времени, пока не достигнете требуемого момента, вот фактически и все.

Единственное, что никакие удлинители плеча рычага при работе с динамометрическими ключами не допускаются. Иными словами, если на обыденный ключ, вы сможете надеть кусочек трубы, чтоб прирастить прикладываемое усилие, то тут такового созодать недозволено. Ключ естественно же не испортится, но ни о какой точности его, речь идти не будет. Потому, работать придется только руками. Нужные значения для усилия в той либо другой ситуации, находить следует в документации к кару либо иному техническому средству, с которым вы планируете работать таковым ключом.

Хранить динамометрический ключ, как и хоть какой четкий инструмент, следует в чистом сухом месте, а если это ключ придельного типа, то его нужно ставить на малое значение усилия, чтоб пружина, которая имеется снутри такового ключа, была расслаблена. Тогда ключ прослужит для вас подольше, и подольше будет сохранять точность показаний.

Читайте также: Какая компрессия обязана быть в движке.

Динамометрический ключ. Как пользоваться и какой избрать?

динамометрический ключ какой выбрать

динамометрический ключ

Неверно полагать, что ключ с регулируемым вращающим моментом затяжки (либо, проще – динамометрический ключ) нужен лишь обладателям каров. Управлять усилием затяжки резьбовых соединений требуется, а именно, при возведении сложных сборно-разборных металлоконструкций. В особенности в тех вариантах, когда под руками только крепёж из пластичных малоуглеродистых сталей и сплавов, или приходится употреблять б/у болты: маленькое превышение момента затяжки – и головка метиза треснула, а грани гайки деформировались…

Устройство и разновидности

Динамометрический ключ – современная техно кандидатура простым трубным удлинителям, использование которыми не только лишь безграмотно, да и небезопасно, так как сорвавшийся с трубы гаечный ключ – причина травмы. Систематизация рассматриваемого инструмента делается:

  • По виду среды, обеспечивающей момент затяжки: это быть может воздух либо жидкость.
  • По конструкции привода передачи вращающего момента и отсчётного механизма различают стрелочные и щелчковые динамометрические ключи.
  • По виду системы отсчёта — механической либо электрической.

Все современные динамометрические ключи оснащаются измерительным датчиком, показывающим величину вращающего момента. Таковой спец монтажный инструмент доступен в широком спектре реализуемых вращающих моментов, размеров и точности. Потому перед спецом, который часто занимается слесарно-монтажными работами, рано либо поздно возникает вопросец: динамометрический ключ – какой избрать?

динамометрический ключ какой выбрать

Как пользоваться динамометрическим ключом?

Приобретаемый инструмент нуждается в калибровке, так как точность показаний датчика фактического момента затяжки оказывается различной и определяется нравом производимых операций.

Выбор типоразмера инструмента определяется точностью показаний. Если определяющим фактором является низкая стоимость и простота использования, то используют динамометрический ключ в форме балки. Если точность и повторное внедрение наиболее важны, то используют щелчковый динамометрический ключ. Самую большую точность затяжки покажет оснастка электрического типа.

При выбирании типа ключа оценивают его технические способности. К примеру, торговая марка Jonnesway дает широкий выбор щелчковых динамометрических ключей, которые содержат в себе храповой механизм при разных формах рабочей головки, а её главный соперник — King tony – кроме инструмента с механическим приводом производит ещё и электрические модели.

динамометрический ключ инструкция

Главной позицией выбора типоразмера динамометрического ключа является заявляемый производителем спектр усилий либо вращающих моментов. Последовательность использования такая:

  1. Ознакомиться со схемой затяжки крепежа, которая приводится в аннотации.
  2. Очистить крепёж от грязищи, жировых отложений и следов коррозии. Хват головки за повреждённые гайки либо болты быть может ненадёжным. Также не надо заблаговременно смазывать нити резьбы: это понизит трение и исказит результаты затяжки.
  3. Внедрение динамометрического ключа обычно рекомендуется опосля того, как соединение уже за ранее затянуто.
  4. При затяжке нужно создавать зрительный отсчёт показаний лишь под прямым углом.

Практика внедрения рассматриваемых видов монтажного инструмента различается определёнными чертами.

Стрелочный динамометрический ключ

Динамометрические ключи этого типа разработаны так, чтоб буквально надзирать условия окончания затяжки. Когда необходимое значение вращающего момента достигнуто, ручка плавненько {перемещается} вхолостую. Таковая система предоставляет юзеру время для сброса давления на ручку. Точность составляет ±5% от данного значения вращающего момента. С целью защиты механизма от грязищи он снабжается резиновым сильфоном, а пластмассовая ручка описывает местопребывание руки юзера для повторного внедрения ключа по собственному предназначению.

Начальная калибровка инструмента делается на предприятии-изготовителе.

стрелочный динамометрический ключ

Щелчковый динамометрический ключ

Современный дизайн таковых ключей разработан с целью заслуги большей оперативности внедрения. При требуемом значении параметра издаётся звуковой сигнал. Этот сигнал различается от звука щелчка, который слышится в процессе приложения усилия. Защёлкивающийся гаечный ключ минимизирует неурядицу при работе. В состав ключей щелчкового типа заходит меньше передвигающихся компонент, что увеличивает надёжность инструмента и понижает его износ. Ключи с защёлкой сохраняют калибровку еще подольше, чем ключи, имеющие стрелочное выполнение.

ключ jonnesway

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?

При установке инструмента такового типа на боковой его стороне виден циферблат. По циферблату регулируют величину давления затяжки, соответственно при всем этом меняется и величина усилия.

Используя ключ со щелчковым исполнением, нужно поочередно:

  1. Оглядеть болт/гайку, чтоб установить предельный момент затяжки (рекомендуемые значения указываются в аннотации).
  2. Проверить относительное положение циферблата: соответствует ли он той метрической системе, которая будет употребляться.
  3. Установить посадочную головку, которая обязана с лёгкостью защёлкиваться на головке болта. Диск зафиксировать.
  4. Начинать затяжку по часовой стрелке, применяя ровненькие и плавные ходы ручки. При повороте будет слышен соответствующий щелчок. Признаком окончания затяжки по моменту является чувство того, что ключ самопроизвольно отталкивается от гайки.
  5. Выполнить считывание фактического усилия затяжки и сопоставить его с требуемым.

Опосля окончания работы, динамометрический ключ следует сбросить на ноль — это понизит давление на внутреннюю пружину и поможет сохранить её калибровку.

электронный динамометрический ключ

Электрический динамометрический ключ

Цифровые динамометрические ключи поставляются с наиболее высочайшей технологичной точностью, обустроены цифровой индикацией показаний вращающего момента, также зрительными, акустическими и сенсорными сигналами, которые предупреждают оператора при достижении данного вращающего момента. Это предоставляет юзерам последующие достоинства:

  • Возможность внедрения при разных перенастройках вращающего момента.
  • Получение юзером зрительного (ручка вибрирует), акустического и сенсорного сигнала.
  • Программируемость опций вращающего момента перед началом работ.
  • Фиксацию пиковых показаний на дисплее ЖК-дисплея в течение как минимум 15 с.
  • Возможность использования в гулкой производственной среде.

Для программирования с целью получения предупреждающих сигналов оператор устанавливает нижний и верхний пороги вращающего момента. Они нужны в случае, когда данные пределы момента затяжки достигнуты либо нарушены во время эксплуатации ключа.

Как пользоваться динамометрическим ключом, механизм работы механизма

Как пользоваться динамометрическим ключом, принцип работы механизма

Для обеспечения правильных моментов затяжки болтов и гаек, требуется инструмент, буквально дозирующий усилие.

шкала выбора усилия на основании динамометрического ключа

Чтоб не пристраивать наружный динамометр к ручке, выпускается довольно комфортное приспособление: динамометрический ключ. Но почти все автолюбители не знают, как им пользоваться: в особенности, если инструмент заместо измерительной шкалы обустроен установочным регулятором усилия.

Невзирая на единый принцип внедрения динамометрического ключа: обеспечение данного усилия при затягивании крепежа, разработка работы в различных моделях различается принципно.

Устройство и механизм работы динамометрического ключа

Для начала разберемся с единицами измерения. Вращающий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. либо Nm). Чтоб пользоваться данной для нас величиной на практике, довольно уяснить обычное определение из школьного курса физики: 10 Н.м. значит усилие в 1 кг, приложенное к рычагу длиной 1 метр.

Неважно какая шкала динамометрического ключа размечена конкретно по такому принципу.

Разглядим разные конструкции инструмента.

выносная шкала с разметкой на ключе

Это самый дешевый вариант выполнения, комфортен и прост в использовании. На ручке размещена шкала с разметкой значения вращающего момента.

К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка. При затягивании крепежа, ручка изгибается на тарированный угол.

В итоге происходит смещение шкалы относительно недвижной стрелки. Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в подходящий момент прекращает затяжку.

Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в настоящем времени». Недочеты также имеются:

  • довольно высочайшая погрешность – до 8%;
  • свойство работы очень зависит от твердости рук оператора. Высочайшая возможность перетянуть гайку.

Тем не наименее, работать таковым инвентарем можно, и он довольно нередко встречается в гаражах автолюбителей.

Индикаторного типа

ключ с динамометром

Механизм работы таковой же, как у стрелочного, но отображение результата наиболее четкое. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный устройство со шкалой, размеченной в Н.м.

динамометрический ключ со стрелочным индикатором усилия

Поворачивая рычаг, слесарь делает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Вращающий момент отображается стрелочным индикатором. Пользоваться таковым динамометрическим ключом комфортно только в открытом пространстве – когда индикатор контролируется зрительно.

Если нужно затянуть крепеж в сокрытой полости – лучше избрать инструмент с фиксацией стрелки. Опосля снятия перегрузки, индикатор сохраняет показания, потом стрелка сбрасывается до нулевой отметки при помощи клавиши.

Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такового динамометрического ключа обычно не превосходит 6%.

Электрический индикатор

На 1-ый взор, разработка таковая же, как у стрелочного инструмента. Пружинный механизм в головке фиксирует вращающий момент, который отображается на электрическом табло.

динамометрический ключ с электронным индикатором

Простые экземпляры так и работают. Но если вы желаете пользоваться динамометрическим ключом очень отлично – лучше приобрести набор с доп функциями.

Какие функции могут быть на электрическом табло?

  • выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
  • фиксация наибольшего результата (сбрасывается клавишей);
  • звуковая индикация.

На крайнем параметре остановимся подробнее:
Вы заблаговременно устанавливаете предел срабатывания. При достижении данного значения вращающего момента, звучит зуммер. Инвентарем с таковой опцией комфортно пользоваться при ограниченном доступе, когда работа производится практически «на ощупь».

Погрешность порядка 5%-6%, при зрительном контроле за результатом, точность затяжки как и раньше зависит от твердости руки.

Инструмент только указывает усилие, прилагаемое к ручке. Ограничений по затяжке нет, потому при неосмотрительном воззвании, можно разрушить обслуживаемый узел. При работе с ответственным крепежом (головки блока цилиндров, впускной и выпускной коллекторы, механизмы ГРМ) нужно быть максимально внимательным.

Щелчковый механизм

динамометрический ключ с щечковым механизмом

Таковой устройство припоминает обычную трещотку для торцевых головок. Наружное отличие – наиболее толстая ручка с нанесенными делениями шкалы.

Это классика жанра – употребляется как в мастерских по ремонту каров, так и в личных гаражах. Пользоваться динамометрическим ключом с щелчковым механизмом можно, не боясь разрушить крепеж либо устанавливаемую деталь.

При достижении установленного значения вращающего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.

схема принципа работы динамометрического ключа

Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:

схема работы динамометрического ключа

Снутри головки размещено направленное зубчатое колесо (1), как в обычной трещотке. Заместо обычного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2). Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.

Поворотная часть ручки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) держит стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного вращающего момента.

Опосля что, храповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: выше избранного усилия приложить нереально. Ручка прокручивается вокруг головки, издавая соответствующие щелчки.

размер квадрата головки ключа бывает разный

Чтоб механикам было комфортно пользоваться динамометрическим ключом, некие модели предугадывают сменные головки, под разный размер квадрата.

Но бывалые мастера их не советуют. Доп соединение дает маленький свободный ход, снижая точность инструмента.

Основное достоинство щелчкового механизма – относительно низкая погрешность установки вращающего усилия. Даже в самых дешевеньких моделях, показатель не превосходит 4%. Им можно пользоваться фактически втемную, при достижении выставленного значения, вы услышите щелчки.

работа с динамометрическим ключом

С индикаторным инвентарем следует обращаться аккуратненько: держать нужно лишь за рукоять за пределами шкалы, не перекашивать головку. Щелчковые трещотки прощают любые ошибки: можно работать хоть 2-мя руками, хоть под углом к болту.

Недочеты храповой-щелчковой системы:
Измерение (вернее сказать – ограничение) момента затяжки происходит дискретно. Плавная установка значения невозможна. Соответствующая изюминка – чем обширнее спектр шкалы – тем крупнее (грубее) шаг.

Другими словами, чтоб пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа наиболее буквально – нужно получать несколько экземпляров инструмента: для разных диапазонов.

Практическое применение: как верно пользоваться инвентарем

шкала с обозначениями усилия в Ньютонах на метр

Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Вы просто читаете показания, и видите вращающий момент. А вот щелчковый механизм просит привыкания и правильного осознания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на недвижный стержень ручки. Четкие деления на поворотной части.

На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтоб протянуть таковым динамометрическим ключом болты колес кара (к примеру, значение 120 Nm), нужно выставить 112 Nm на недвижной ручке и 8 Nm на поворотной части.

Если осознать общий принцип, пользоваться инвентарем будет комфортно.

шкала динамометрического ключа пружинного типа

Есть разные варианты выполнения разметки:

При всем этом для всех типов рукояток есть общепринятое правило: на торце откручивается стопорное колесико, делается установка значения, опосля что крепление механизма опять затягивается. Большая часть динамометрических ключей такового типа, устроены еще проще.

Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите звучный щелчок. Принципно, это ничего не меняет: просто опосля соответствующего звука следует закончить затяжку.

Моменты затяжки болтов и гаек указываются в инструкциях по ремонту и обслуживанию кара. Таблица не всепригодна: крепеж с схожей метрической размерностью, на разных узлах может иметь различные характеристики.

Даже усилие затяжки колесных болтов на карах 1-го производителя (собранных на одной платформе) может различаться. К примеру, Volkswagen Passat – 120 Nm, а одноплатформенный Volkswagen Sharan – 170 Nm.

Очень лучше соблюдать заводские установки, по другому можно разрушить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна. В таковых вариантах поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Всепригодная таблица затяжки болтов

Зависимость указана не только лишь от поперечника и шага резьбы. Одна из принципиальных черт – класс прочности. Это ограничение соединено с так именуемой текучестью сплава, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, как максимум – головки болта (стержня шпильки).

Употреблять этот справочник при монтаже узлов и деталей кара, и тем наиболее колесных дисков – неприемлимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, соединены не только лишь с прочностью болтов.

Пострадать может геометрия детали, плотность прокладки. Поменяются условия работы подшипников, сальников.

Как пользоваться динамометрическим ключом, видео {инструкция}

Выводы:
• Чтоб пользоваться динамометрическим ключом, не непременно высшее образование. Довольно осознавать величины, в каких измеряется вращающий момент.
• Даже самой дешевый модели довольно для выполнения большинства работ в критериях собственного гаража.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector