Пайка железа при помощи оловянного припоя
Процесс пайки – это хим соединение 2-ух металлов при помощи припоя. При этом кристаллическая структура сплава не меняется. Другими словами, соединяемые части остаются при собственных технических свойствах.
Само соединение выходит довольно надежным, но почти все будет зависеть от вида припоя и технологии пайки. К тому же нужно отметить, что не все сплавы могут быть соединены сиим действием. Главные же сплавы, в особенности железные (железо), меж собой могут быть спаяны.
Три технологии
Существует три технологии пайки железа оловом:
- паяльничком. Для этого придется употреблять мягенькие припои с огромным содержанием свинца;
- паяльной лампой. Тут потребуются твердые припои с огромным содержанием олова;
- электронная пайка железа.
1-ый метод используют в этом случае, если железо не будет в процессе использования подвергаться огромным перегрузкам. 2-ой – это лужение железа оловом, когда оловянный припой наносится на поверхность железного изделия и растирается по всей его плоскости узким слоем.
В данной для нас технологии непременно применяется флюс для пайки. 3-ий вариант употребляется в производственных масштабах, для чего же применяется особое оборудование.
Пайка листов жести
Пайка жести (узкого листового железа) является нередко встречаемым действием в изготовлении железной тары. Но часто и в домашних критериях приходится скреплять листы железа меж собой, собирая герметичные конструкции. Потому перед тем как припаять один лист к другому, нужно приготовить все необходимое.
Для процесса пайки железа при помощи олова пригодится припой с маленькой концентрацией олова, к примеру, ПОС-40, флюс, паяльничек и шило.
Флюс в процессе пайки железа делает функции растворителя и окислителя сразу. Другими словами, сходу происходит смачивание сплава и защита от окислительных действий. В качестве флюсов употребляют канифоль и соляную кислоту либо хлористый цинк и борную кислоту.
Что касается паяльничка, то для проведения высококачественной пайки оловом лучше избрать электронный инструмент мощностью наиболее 40 Вт. Старенькый паяльный инструмент, который греется от пламени огня, сейчас фактически не употребляют даже в домашних критериях.
Последовательность действий
Вот главные этапы данного процесса:
- зачистка соединяемых листов;
- нанесение флюса;
- разогрев паяльничка и лужение;
- пайка оловом;
- чистка стыка бензином.
Чистку проводят механическим методом наждачкой. Если загрязнения огромные, то придется провести обработку растворителем. Если не удается очистить и таковым способом, тогда проводят травление серной кислотой.
Два кусочка листового железа подносят друг к другу на расстояние 0,3 мм. Их края обрабатывают пастообразным флюсом с помощью кисточки. Нажимало паяльничка очищается наждачной бумагой, и сам инструмент врубается в электронную сеть через розетку. Чтоб проверить, отлично ли он нагрелся, нужно расположи его нажимало в нашатырную смесь, которая обязана закипеть.
Сейчас проводится шаг лужения железа. Другими словами, при помощи припоя из олова либо его сплава обрабатываются края 2-ух листов жести, чтоб покрыть их оловянным слоем, который будет делать защитные функции от коррозии сплава.
Все готово, остается лишь запаять два конца листов. Нажимало паяльничка подносится к месту стыка вкупе с припоем из олова, и они оба продвигаются плавненько по границе соединения.
При всем этом нажимало нужно прижимать не острым концом, а плоской гранью, за счет чего же будет прогреваться сразу и соединяемые детали, что скажется на высочайшем качестве проведенной пайки железа.
Индивидуальности работы с покрытыми цинком изделиями
Пайка оцинковки оловом по чисто технологическому процессу от предшествующей ничем не различается. Но есть в технологии свои тонкие аспекты, которые сказываются на качестве конечного результата.
Недозволено паять оцинковку припоями, в состав которых заходит огромное количество сурьмы. Это вещество при контакте с цинковым покрытием делает некрепкий шов.
В качестве флюса лучше употреблять борную кислоту и хлористый цинк. Если сами изделия уже были залужены оловом в процессе производства, тогда в качестве флюса можно использовать канифоль.
Когда делается соединение покрытого цинком железа (листового) и проволоки, то последнюю нужно согнуть под прямым углом, чтоб прирастить площадь контакта 2-ух изделий.
В остальном процесс проводится буквально также. К слову, непринципиально, проволока была сделана из оцинковки либо обыкновенной стали.
Еще есть несколько принципиальных позиций, которые нужно учесть в процессе пайки покрытых цинком изделий. Если для пайки железа употребляются припойные стержни на базе олова и свинца, то для их лучше добавлять флюс на базе хлористого цинка и хлористого аммония. Соотношение 5:1 соответственно.
Припой на базе олова и кадмия просит едкого натра в качестве флюсовой добавки.
Если меж собой соединяются покрытые цинком изделия из железа, в состав защитного слоя которых заходит наиболее 2% алюминия, то применяется припой на базе олова и цинка. А в качестве флюса употребляют соляную кислоту и вазелин (стеарин).
В независимости от того, какие детали либо узлы соединяются пайкой, нужно опосля окончания процесса и остывания шва помыть пространство стыка водой, чтоб удалить остатки флюса.
Техника сохранности
Пайка железа оловом – процесс опасный. Потому нужно строго соблюдать меры предосторожности. На руки надеваются защитные перчатки, под паяльничек непременно устанавливается подставка, чтоб разогретое нажимало не касалось стола и подручных материалов. И сама процедура обязана проводиться аккуратненько.
При кажущейся простоте паячной операции, по сути это суровая процедура. И относиться к ней нужно с огромным вниманием. Что-то упустили, некорректно даже приложили, и можно считать, что свойство стыка резко свалилось. Потому принципиально к любому шагу подступать трепетно, в особенности это касается чистки 2-ух стыкуемых изделий из железа.
Как к стали припаять олово?
Пайка – это процесс при котором создается соединение железных частей, за счет хим реакции, которая происходит меж сплавом и расплавленным припоем. При всем этом не происходит механического повреждения кристаллической структуры материала соединяемых частей.
Что к чему можно паять?
Не получится паять алюминий либо заржавелый сплав, блестящие объекты, потому что на поверхности частей формируется оксидная пленка, которая будет препятствовать процессу соединения. Делать пайку приготовленных поверхностей можно из:
- железа и нержавеющей стали;
- меди, олова и латуни;
- цинка и никеля;
- серебра.
Как делается пайка стали?
Процесс хоть какой пайки делается в три шага: чистка соединяемых поверхностей от оксидных пленок, нагрев до температуры плавления припоя, нанесение припоя (пайка).
Потому что к стали припаять олово? Что бы выполнить пайку стали нужно выполнить последующие шаги:
- С поверхности соединяемых частей убрать посторонние материалы, стружку. Для этого можно употреблять железную щетку либо наждачку.
- В зоне соединения, на поверхности частей, нужно нанести флюс (к примеру, BS-35, при пайке обычной стали, и BS-45, при пайке нержавеющей стали).
- Подогреть детали до требуемой температуры, соединить и нанести припой.
- При помощи воды либо специального хим очистителя удалить остатки флюса. Если этого не создать, то на месте пайки покажется ржавчина, потому что в состав флюса заходит хлорид.
Типы нагревателей
Выбор типа нагревателя зависит от размеров и толщины запаиваемых железных частей. Если нужно выполнить пайку металлической проволоки либо тонких листов, то можно пользоваться паяльничком с хромоникелевым либо глиняним нагревателем, подобрав подобающую мощность, либо же паяльничком без нагревателя, который можно разогреть горелкой либо на обыкновенной газовой плите. Если нужно выполнить пайку толстых листов стали, то для нагрева придется пользоваться газовой либо бензиновой горелкой. Во время работы паяльничка, на жале будет создаваться окисление, которое будет снижать температуру паяльничка.
Для чистки можно пользоваться или обычный наждачкой, или особым очистителем, к примеру, ST-40. Если наконечник паяльничка покрыть припоем, то это обеспечит наиболее широкий спектр теплопередачи и повысит эффективность пайки.
Выбор припоя
Припой – это сплав олова и свинца в определенном соотношении. Соотношение пропорций сплава описывает температуру плавления и вязкость получаемого сплава. Припой подбирается согласно требуемым чертам соединения и видам соединяемых материалов. При пайке стали следует употреблять без флюсовые припои, а флюс наносить раздельно.
Сварка и пайка меди и м/у стали
А паяется ли жестким припоем медный радиатор, соты, которые уже паялись оловом?
- 0
#10 LamoBOT
- Участник
- Cообщений: 814
Попытайтесь и нам расскажете. Чисто на теоретическом уровне, на мой дилетантский взор, не будет заморочек, ибо медь+олово+свинец=бронза.
- 0
#11 Nail02
- Участник
- Cообщений: 364
- Город: Туймазы
Разрешите спросить в схожей темке. В пайке совершенно нет опыта. Научиться пробую. Вот мой 1-ый «блин». Подскажите что не так. Замучил и деталь и себя. Нормально запаять не сумел, без опыта. Ацетилен-кислородная грелка. Употреблял буру и от радиатора нерезанную латунь. Грел грел грел, на ТЭН оплавляется нормально на нижнию металическую пластинку ни как нормально сплавляется. Что лучше употреблять для схожих деталей. Оловянный припой здесь наверняка не подойдет ? Ведь тэн будет нагреваться. Либо может все оловянным припоем пропаять, потому что вода в баке все равно не даст нагрев выше 100 градусов ?
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал Nail02: 31 Июль 2015 15:28
- 1
#12 ugaida
- Участник
- Cообщений: 1 610
- Город: волгоградская обл.
Ну ты же должен знать,что перед хоть какой пайкой всё необходимо чистить до эталона,а у тебя всё в белоснежном налёте от цинка и хочешь заварить.И ещё ,такие дела паяй меднофосфорным припоем.
Сообщение отредактировал ugaida: 31 Июль 2015 15:52
- 2
#13 LamoBOT
- Участник
- Cообщений: 814
Nail02 , медно-фосфорный припой для пайки стали непригоден. Нужна латунь и флюс типа пв-209, он не сияет как бура.
На пластинку не налипает быстрее всего либо из-за недогрева либо из-за мощного окисления. Паять нужно стремительно пока пространство пайки гомном не обросло.
Переделываем водопровод, собранный из меди и железа
Эта статья является программной и заходит в цикл «Занимательная сантехника». Задачей данной для нас статьи является исследование разных причин, влияющих на свойство, потребительские характеристики и долговечность водопроводной системы личного дома.
Предыстория этого вопросца такая. Купив дом, мы включили отопление. Сходу сообразили, что отопление нужно переделывать. Нам досталась однотрубная система со стояком 2 дюйма, с магистралями поперечником дюйм с четвертью, отвратительные панели (радиаторы такие), несколько из которых сходу потекли. Я же грезил о городских удобствах. Радиаторы я желал белоснежные, а не зеленоватые, ну и совершенно. Хотелось такового, что бы веселило, а не раздражало.
И вот здесь я столкнулся с выбором. В итоге тормознул на медных трубах под пайку. С этими трубами у меня случилась любовь, при этом обоюдная. Любовь, как и положено, началась с настоящей страсти. Сейчас страсть прошла, но осталась таковая, понимаете, зрелая верность и признательность. О собственных эмоциях к медным трубам под пайку я написал специальную статью.
Трудности с водопроводом
И вот, одухотворенный своими светлыми эмоциями, юностью и задором, я сделал систему отопления, которая работает до сего времени просто «как часы». Не понимаю, правда, из-за труб и лишь ли из-за труб, и водопровод. С того времени прошло 10 лет. Отопление я не трогал и трогать не собираюсь А вот водопровод решил переработать.
Почему я решил переработать собственный водопровод либо «не повторяйте моих ошибок»
Дело в том, что водопровод был обыденно необдуманно расположен. Доступ к насосу, бойлеру и иным принципиальным его частям был затруднен. В летнюю пору, в жару, с труб капает конденсат, все это собирается на устройствах, а вытереть эту грязюка трудновато, ибо доступ, как я уже упоминал, затруднен. Бардак, короче.
Но самое основное. Я, когда делал водопровод, сберегал. Водопровод я сделал комбинированным. Медные трубы я дополнил ординарными железками, поточнее даже еще ужаснее. Железки, где-то даже неоцинкованные, я дополнил медью, которая осталась от отопления. Недочеты моего изделия стали видны весьма стремительно, но тем не наименее, прошло практически 10 лет, до этого чем я сподобился на подмену этого бесчинства и переделку водопровода. Но зато сейчас у меня на веб-сайте есть цикл статей «Занимательная сантехника».
И как служат медные трубы в сочетании с стальными?
Плохо служат. Но никакого разрушения «цветных» деталей увидено не было. Медные и латунные детали остались «как новые». Если я акцентировался на отсутствии разрушения у медных деталей, то это означает, что у стальных оно было? И ну и нет. О этом чуток позднее.
Дело в последующем. Во-1-х, соединение разнородных материалов плохо раскручивается. Приходится употреблять весьма качественные разводные ключи. Обыкновенными можно просто попортить наиболее мягенькую медную деталь. У меня доходило до бреда. Чтоб не попортить медь, я отрезал кусочек стальной трубы, позже малеханькой болгаркой резал металлический фитинг вдоль, а позже раскалывал его зубилом. И нередко даже из расколотой напополам стальной детали медь выходила не сходу.
Направьте внимание на то, что ржавчины существенно больше, чем на другом конце, который был закручен в тройник.
Извиняюсь за резкость изображения. Но переснять не могу. Сгон уже в помойке.
Что все-таки было предпосылкой? То что пространство стыка меди и железа зарастало ржавчиной. Притом зарастало так, что отверстие в соединении значительно сужалось. А в одном случае (о кошмар) я нашел в сузившемся месте гранит, который оставил для воды совершенно крошечный проход. Но это было в трубопроводе жаркой воды и вред был не очень приметен, так как расход жаркой воды не таковой как расход прохладной, а еще меньше. По последней мере кран жаркой воды обычно не раскрывается «на полную». Является данный факт признаком разрушения стальных деталей в сочетании с медными?
Это тот фитинг, который закупорился камнем. Если поглядеть совершенно пристально, то видны волокна льна в ржавчине. Можно было бы сказать, что ржавчина наросла на остатках льна, но при анализе остальных фитингов эта закономерность не выслеживается.
Совершенно, образование ржавчины на жаркой воде мне показалось меньше, чем на прохладной.
Ржавчина, которой зарастало соединение, была не местная, а наносная. Другими словами, ее можно было обить молоточком и убедиться, что цветной фитинг по сути не пострадал. Никаких каверн либо выщербин на цветной детали нет. Естественно, стальные детали заржавевают. При всем этом они истончаются. Я не могу сказать, что за 10 лет они истончились чертовски либо весьма значительно, да и о 50 годах службы стальных труб можно смело запамятовать и не тешить себя напрасными надеждами. Полагаю, что обыденное железо теряет в год порядка одной десятой мм по толщине. При этом непринципиально, покрытое цинком оно либо нет.
И есть два (всего только) варианта разрушения. Оба они, почему-либо, касаются впускной магистрали насоса. Выполнена она была покрытой цинком трубой поперечником дюйм с четвертью. Одна резьба была на стыке трубы и оборотного клапана. Я, когда отворачивал этот клапан, отвернуть его не сумел и клапан сломал. Тогда я с горя стал лупить зубилом по стыку, и оказалось, что там все проржавело. Зубило просто провалилось. Тогда я отломал клапан от трубы и вытащил из него ржавчину, которая была уже наполовину песком. Если б я попробовал зубило сходу, то не сломал бы клапан.
2-ое соединение показано на фотках. Это соединение было ввернуто в латунное разъемное соединение и кое-как отвернулось. Но сможете узреть, что с ним сделалось. Почему разрушение затронуло лишь впускную магистраль? Остается загадкой. И впускная и выпускная трубы соединены электрически, ибо насос у меня имеет рабочий агрегат из нержавейки.
Сколько же деталей я сломал при разборке трубопровода?
Мало. Но были. Два шаровых крана, один вентиль русских времен, Оборотный клапан на дюйм с четвертью. Эта штука, сами осознаете дорогостоящая. Пришлось брать новейший. И один магнитный преобразователь. Этот еще дороже и я его кое-как починил. Но, все равно придется поменять.
К слову, весьма повеселили краны Бугатти. Все они были как новейшие. Не считая того, у их масса побольше, и усилие при раскручивании к ним можно чуток больше применить. К огорчению другие краны не все вышли без ранений. Выяснилось, что один стал подтекать, если находится в не на сто процентов открытом либо закрытом состоянии. И у 1-го сгнила ручка. К счастью, я сломал как раз тот кран, который подтекал. И очередной просто свернул в месте технического склеенного соединения (к слову, тоже высококачественный был). Есть повод вспомянуть одну из первых моих статей. Это про то, как шаровой кран растворился в воде за 2 года, кажется.
Зарастают ли детали медного трубопровода ржавчиной?
При осмотре разобранных фитингов было найдено, что стальные детали зарастают некоторыми отложениями, которые напоминают камешки. Эти камешки сузивают проход для воды. Их можно отбить молотком. На медных деталях таковых камешков нет. Да и блестящей поверхность медных труб не назовешь. На ней есть заржавелый налет, который марает палец. Этот налет не сузивает проход для воды и его можно оттереть пальцем либо тряпочкой. Таковым образом, за медные трубы можно не волноваться. Можно сказать, что медные детали по прошествии 10 лет не пострадали и совершенно не поменялись.
Как служат стальные детали в сочетании с стальными?
Намного лучше. Детали нормально раскручиваются и проход на соединениях не так очень заужен, хотя, как я уже произнес ранее, стальные детали смотрятся плохо. Не считая того, где-то у меня были увидены «опухоли» ржавчины не на соединениях, а на, чудилось бы, ровненьком участке трубы, где возникновение данной для нас опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) ничего не сулило.
Какие детали лучше служат — покрытые цинком либо темные?
Умопомрачительно, но я не узрел, что поюзанные покрытые цинком детали служат лучше темных. Оба типа служат не очень отлично и приблизительно идиентично.
Можно и стоит употреблять повторно стальные трубы?
Применять повторно трубы из железа (в том числе и покрытые цинком) — это некомпитентно и на мой взор неверно.
Промежные итоги по совместному использованию стальных и медных (латунных и иных цветных труб)
Друзья! Я готов выразить свое личное мировоззрение. Оно у меня сейчас полностью отлично сформировалось и заключается в последующем.
Применять вместе цветные и стальные детали не совершенно отлично и лучше этого избегать. Если гласить о металлическом водопроводе, то при использовании разъемных соединений стоит тормознуть на стальных. Они есть и существенно дешевле цветных, но смотрятся откровенно погано. Применять в собственном водопроводе детали из темного железа я не советую. Они заржавевают, ржавчина с их стекает, все грязнит, водопровод в целом смотрится весьма непривлекательно.
Я не могу сказать, есть ли в природе стальные краны и вентили. Похоже, что нет, и это весьма узенький момент (в прямом и переносном смысле). Без вентилей мы не обойдемся, а внедрение цветных вентилей даст нам все перечисленные выше недочеты. Больше всего меня напугало сужение прохода и гранит снутри этого сужения.
Срок деяния стального водопровода я по ощущениям установлю в 20 лет. Опосля 25-го года службы такового водопровода я настоятельно советую пошевелить мозгами о его подмене.
Лично я, опосля этого собственного опыта по переделке водопровода, торжественно отказываюсь от использования стальных деталей раз и навечно. Это сейчас мой очередной неуязвимый принцип.
Можно ли употреблять медные детали под пайку повторно?
Для начала давайте вспомним, технологию пайки медных деталей
Напомню кратко и тезисно. Данной теме посвящена статья про плюсы медных труб и повторяться не хотелось бы.
- В деле пайки медных деталей нет никакого творчества. Или делаем по обозначенным шагам, или ничего не выходит.
- Готовим наши детали. Отрезаем, зачищаем заусенцы и поверхности.
- Намазываем флюсом и вставляем детали друг в друга.
- Нагреваем газовой горелкой и паяем обыденным оловянным припоем.
- Охлаждаем получившееся соединение.
Трудности повторной пайки
Разумеется, когда мы нагрели спаянное соединение и разобрали его, обе детали будут покрыты припоем. Этот припой не дозволит вставить одну деталь в другую для повторной пайки. Таковым образом, наша разработка пайки нарушается. Мы не можем выполнить один ее шаг, а конкретно вставить одну деталь в другую. Так как все шаги идиентично важны, то можно прийти к выводу, что повторная пайка будет ненадежна. Это так и есть.
Чтоб соединение вышло отлично, нам нужно счистить припой, чтоб детали можно было намазать припоем и вставить одну в другую перед пайкой. Счищать припой нудно и тяжело, но может быть. Приходится употреблять средства находящиеся под рукой.
К огорчению, подогреть деталь и почистить ее от старенького припоя, у меня не вышло. Максимум, что может быть, так это лишь стряхнуть капли. Но их обычно и так нет.
Припой на наружных частях трубы можно просто зачистить ратфилем. Но к огорчению, чистить приходится почаще всего не трубы, а фитинги. Конкретно их охота употреблять повторно, а у фитингов нужно чистить внутреннюю поверхность. Приходится употреблять круглый либо треугольный ратфиль, шарошки в сочетании с дрелью либо сверлильным станком, остальные пригодные насадки. И все равно, достигнуть сопряжения деталей реально тяжело, нудно и длительно.
Нередко дело осложняется тем, что фитинг мало деформирован. Тогда необходимо править. Это дело еще нуднее и доводит до исступления. Лично мне нравится нудная работа, она меня успокаивает, но не до таковой же степени.
Мне однажды так надоело это сглаживание, что я зажал переход на резьбу в тиски (но весьма осторожно), направил на него пылающую горелку, и когда и конец трубы и фитинг нагрелись, просто с силой вставил один в иной и провернул. И вышло. Детали сопряглись.
В итоге все равно пайка медных деталей, уже бывших в употреблении не кажется мне экономически прибыльным делом, ибо на него тратится масса времени и газа, а возможность беды растет при всем этом практически до 25 процентов. Это означает, что соединение необходимо сходу инспектировать и, в случае течи, переделывать. Процесс мало облегчается, если употреблять старенькый фитинг и новейшую трубу, к примеру, надрезать старенькую, срезать кусок с припоем.
Но я, все же, издержал время и, невзирая на издержки времени и выросший риск, употреблял повторно несколько дорогостоящих деталей.
Понимающий, что экономия выходит боком, но наступающий на те же грабли
Дмитрий Белкин